Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная \ Странички наших педагогов \ Страничка психолога \ Родителям на заметку \ "Вредные" наказания: как не сломать психику ребенку?

"Вредные" наказания: как не сломать психику ребенку?

Наказания — самая сложная и спорная тема в воспитании детей. Одни родители наказывают детей за любую провинность, другие прибегают к ним только в крайних случаях. Попробуем разобраться, какие приемы нельзя использовать, и на что их можно заменить.

Зачем нужны наказания?

Наказание — часть воспитания: оно следует за нарушаем правил и договоренностей. Так ребенок усваивает принятые в обществе законы и нормы. Оно должно соответствовать определенным правилам:

  1. Наказание должно быть неизбежным. Оно имеет смысл только в том случае, если неотвратимо наступает при нарушении запрета или договоренности.
  2. Наказывать можно только за то, что ребенок контролирует. Не стоит наказывать за то, что он слишком медленный, неаккуратно ест или страдает от недержания. Это — его особенности, изменить которые без помощи взрослых он не может. Также нельзя наказывать за случайные проступки, например, когда ребенок разбил тарелку или пролил воду. Предложите убрать за собой и обсудите, что делать, чтобы это не повторялось.
  3. Наказание должно быть адекватно проступку. Не стоит одинаково отчитывать ребенка за двойку и разбитое окно. За мелкие шалости — мелкие наказания, за серьезные проступки — солидная взбучка.
  4. Наказание не может касаться базовых вещей. Нельзя отбирать у ребенка личное пространство, еду, его вещи, право на прогулки и встречи с друзьями. Целесообразнее ограничивать в развлечениях: походы в кафе, поездки или время на гаджеты (телевизор). Карманные деньги забирать тоже не стоит. Но их можно использовать на покрытие расходов в случае намеренного причинения ущерба (например, если ребенок специально испортил вещь другого).
  5. Хвалить надо чаще, чем наказывать. Положительные подкрепления работают лучше, чем отрицательные.

В целом, этих правил достаточно для того, чтобы выстроить грамотную систему наказаний. Однако часто мы используем приемы, которые негативно сказываются на психике детей. Кто-то не знает, что можно по-другому: нас так наказывали, и ничего, нормальными выросли. Другие считают, что только так можно добиться послушания.

mozhno-li-nakazivat-rebenka

Запрещенные приемы

  1. Физические наказания. Несмотря на многочисленные исследования, показывающие неэффективность физических наказаний, многие родители продолжают их использовать. Они унижают достоинство ребенка и учат тому, что прав тот, кто сильнее. А еще порождают страх перед родителем и провоцируют развитие у ребенка жестокости и хитрости. Если мама или папа наказывают ремнем за прогул, то это не мотивирует прекратить, а скорее побуждает лучше скрывать свои похождения. В будущем это приведет к неуверенности, стремлении «заслужить» любовь хорошим поведением, жестокости к себе и окружающим, авторитарности, неспособности выстраивать отношения, подозрительности и многим другим проблемам.
  2. Игнорирование. Многие родители уверены, что игнорирование помогает осознать, что нежелательное поведение приводит к исключению из общества. В некоторых случаях это действительно работает. Ребенок, которого отвергают, быстро понимает, что любовь можно «заслужить» хорошим поведением и становится «удобным». Таким и остается на всю жизнь, и потом коллеги, супруги и дети садятся ему на шею. Второй вариант — ребенок, который вначале остро реагирует на безразличие, со временем привыкает к нему, становясь безразличным к чувствам и поступкам других людей.
  3. Сарказм. Не все взрослые способны в критической ситуации посмеяться над собой. В то же время шутки над детьми кажутся забавными и безобидными, пусть и немного злыми, чтобы лучше поняли. Однако ребенок, воспринимая сарказм как упрек, становится неуверенным в себе, пытается стать удобным. Да, жизнь будет серой и неинтересной, зато никто не посмеется над тобой.
  4. Манипуляции. «Мне за тебя стыдно», «От твоих проделок я плохо себя чувствую», «Если будешь так вести себя, я заболею и умру», — очень часто под видом наказания мы перекладываем на ребенка ответственность за свои чувства. Так мы развиваем в ребенке стремление контролировать все аспекты жизни. Если вдруг что-то не получится из-за того, что заболел или испортилась погода, он будет винить себя. Всегда.
  5. Запугивания. «Если будешь себя плохо вести, то тебя полицейский заберет», — говорят некоторые родители, когда не могут добиться от ребенка нужного поведения. К этой же тактике относится и ситуации, когда мы говорим, что ребенок попадет в тюрьму или с ним никто не будет дружить. Возможно, в краткосрочной перспективе родители и добиваются нужного поведения, но скоро дети понимают, что в тюрьму их никто не посадит, поэтому пропускают и другие предупреждения родителей мимо ушей. А также видят, что не все обещания выполняются. Кроме того, такой подход учит их бояться представителей власти, что может обернуться против них в опасных ситуациях.

Запрещенные методы всегда работают одномоментно, но в будущем от них больше вреда, чем пользы. Это не значит, что проступки ребенка должны быть безнаказанными. Просто нужно выбирать правильные методы и подходы.

 

"Зелёная планета-2022" Воспитанники средней группы Райчёнок Ульяна и Балаогланов Павел приняли участие в Региональном этапе ХХ Всероссийского детского экологического форума "Зелёная планета-2022" и заняли почётное первое место 🥇 Основной задачей Форума является привлечение общественного внимания к национальному проекту «Экология», который является одним из основных направлений государственной политики до 2024 года.  
«В кругу друзей» Подведены итоги V Регионального Фестиваля молодёжного творчества «В кругу друзей». В этом году Фестиваль посвящен Году народного искусства и нематериального культурного наследия. Коллектив  МДОУ «ЦРР – детский сад №18 «Город чудес» Кировского района г. Саратова получил диплом в Номинации «Молодые педагогические работники ДОУ»  
«Ратная слава России» 16 мая подведены итоги районного  конкурса театрально-музыкальных композиций «Ратная слава России» в рамках реализации социокультурного  проекта «Во славу Отечества». Конкурс проходил с 25 апреля по 13 мая 2022 года на базе МДОУ "ЦРР детский сад 18"Город чудес" Основная цель конкурса:  приобщать  детей к отечественной театральной культуре, литературе, музыке как к культурному наследию России. Участниками конкурса являлись воспитанники,  педагоги ДОУ и родители. По итогам конкурса в номинации "Детский коллектив": 1 место получил МДОУ Детский сад №5, 2 место- МАОУ Прогимназия Олимпионик (Защитникам Севастополя),3 место разделили МАДОУ детский сад №7 и МДОУ "Детский сад комбинированного вида №226". Номинация "Детско-взрослый коллектив": 1 место-МАДОУ Центр развития ребенка №215 "Капельки солнца", МДОУ "ЦРР - детский сад №18 "Город чудес", 2 место- Детский сад комбинированного вида №65, МАДОУ детский сад №122 3 место- МАОУ Прогимназия Олимпионик.  
«Мой любимый город» Воспитанники  МДОУ «ЦРР-детский сад 18 «Город чудес» приняли участие в областном конкурсе детских рисунков «Мой любимый город». В рисунках ребята отразили свои впечатления о нашей малой родине,  о достопримечательностях  нашего города, об их любимом отдыхе. Поздравляем Богданова Александра-2место, Демину Ирину -3 место.  
"Золотая нить семейных традиций — 2022" Сегодня, 13 мая, во Дворце культуры «Россия» состоялся городской конкурс лучших семей МО «Город Саратов» — "Золотая нить семейных традиций — 2022" Инициатором проведения  конкурса является Саратовская городская общественная организация Саратовского регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» при поддержке главы муниципального образования «Город Саратов» Михаила Александровича Исаева. В конкурсе были представлены 7 семей от каждого района города Саратова.  Все они такие разные, но их объединяет одно – любовь к своей семье, родному городу Саратову, нашей стране. Семья Крикуновых , представляющая МДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №18 «Город чудес», заняла почётное 2 место! Поздравляем!