Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная \ Странички наших педагогов \ Страничка учителя-логопеда

Страничка учителя-логопеда

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в МДОУ «ЦРР – детский сад № 18».В основу работы положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала.     

Важным является привлечение родителей под руководством учителя-логопеда к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников.   

Речь детей формируется в процессе общения со взрослыми. Параллельно с речью идёт развитие всей личности ребёнка, в частности его интеллекта. Вот почему так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности: ведь большую часть знаний мы получаем благодаря речи.    Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем лучше ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в интеллектуальном развитии.   

Особенно важное значение  имеет правильное произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Значит мы обязаны помочь ребёнку избавиться от всех речевых недостатков задолго до поступления в школу.

в

ПОМНИТЕ:

  •  Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно.
  •  Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось.
  •  Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово.
  •  Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь. 

а (4)

Зачем нужен логопед?      

Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки… 

 И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.   

Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки… 

  Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе. 

  Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.    Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать. 

  Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать. 

  Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой. 

  И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.   

Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности. Работа родителей с детьми дома.   

Работа детского сада не исключает необходимости домашних заданий с детьми. Учебный материал распределяется по трем направлениям: воспитание произвольных навыков, формирование словаря, формирование грамматических умений и навыков. 

  Родителям следует заниматься ежедневно или через день в форме игры.

а (3)    

Занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свою артикуляцию. При этом должны соблюдаться требования: точность движений, равномерное участие в них левой и правой половины языка. У ребенка не всегда может сразу  все хорошо получаться, и порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его и вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Напомнить, что когда-то это уже получалось.

Всю работу по формированию правильного звукопроизношения родителей согласовываются с логопедом, обращаются при всех возникающих затруднениях. Одновременно родители подбирают вместе с детьми слова, обозначающие предметы, слова, обозначающие качества и свойства предметов, слова, обозначающие различные действия.  Если рисунки задаются на дом, родители могут вместе с детьми перевести готовый рисунок из журнала  через кальку или воспользоваться трафаретом. Простые рисунки взрослый рисует с одновременным комментарием. Например: рисуя дом, взрослый говорит: «Вот левая стена, вот правая стена, вот потолок, пол, крыша, окно, вот и нарисовали домик!» такой прием способствует развитию у ребенка внимания и повышает интерес к учебной деятельности.
                                         

 Речевое развитие ребенка       

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

2-3 мес. На смену крику приходит  гуление.  Гуление — произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

7-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.

9-11 мес.   Малыш подражает звукам речи взрослых.

11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т. д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).

2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.Вы познакомились с этапами речевого развития ребенка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста.

Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета. 

а (2)                              

      Будьте внимательны!

 Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:   

К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением. 

 К концу 4- го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит. 

 К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых онаназывает, не прислушивается к музыке. 

 К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтениемелодичным погремушкам. 

 К концу 9-го месяца у него нет лепета  и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги,подражая интонации говорящего. 

 К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания. 

 К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), неспособен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения. 

К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».   К1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов. 

 К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы:«Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях. 

 К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький». 

 К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия. 

 В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.  

Всероссийский космический диктант ❗11 апреля 2021 года в 11.00 во всех субъектах Российской Федерации пройдет первый Всероссийский космический диктант. 📖🖊 🚀 В диктанте примут участие генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин, летчик-космонавт, герой России Федор Юрчихин, российский летчик-космонавт, герой России, первый ученый – командир корабля Сергей Рязанский, актеры, сыгравшие в фильмах о космосе «Время первых», «Салют 7», «Гагарин. Первый в космосе».  📌 Диктант будет состоять из 30 вопросов, охватывающих разные сферы космических знаний. Сложность вопросов рассчитана на участников от 12 лет. Для ответа на каждый вопрос будет даваться одна минута. Вопросы диктанта будут зачитывать известные космонавты и деятели культуры. 🎁 По итогам диктанта будут выбраны 100 победителей, которые получат ценные призы, а также возможность лично посетить одно из предприятий ГК «Роскосмос». 📲 Формат проведения: онлайн – на сайте космос.вднх.ру, а также на портале открытыеуроки.рф. ❗Чтобы стать участником первого Всероссийского космического диктанта, необходимо: ✅ Зайти на один из ресурсов, ведущих прямую трансляцию с ВДНХ, — на сайт Выставки (https://vdnh.ru/), центра «Космонавтика и авиация» (http://cosmos.vdnh.ru/), в группу #ВКосмосе (https://vk.com/space) в социальной сети «ВКонтакте», официальный сайт Всероссийского проекта «Открытые уроки» (https://xn--e1agebrcmbocm7gb.xn--p1ai/). ✅ Перед стартом трансляции ее нужно будет открыть на любом цифровом устройстве, подключенном к интернету (смартфон, планшет, компьютер), указать свои контактные данные, вписать ответы на вопросы, а по окончании диктанта нажать кнопку «Отправить».    
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина 🚀На месте приземления первого космонавта планеты - в 16 км от Энгельса - открылся Парк покорителей космоса им. Юрия Гагарина.    Телеграм-канал спикера Госдумы Вячеслава Володина сообщает:    «Для жителей моей родной Саратовской области это большое событие.   Создание парка поддержал Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин. Проект реализован в рамках государственно-частного партнерства.    В понедельник, 12 апреля - 60 лет со дня полета первого человека в космос. Это особый день не только в истории нашей страны, но и всего мира. Юрий Алексеевич Гагарин стал первым, кто покорил космическое пространство».                  
Внимание! Голосование! --👐 Присоединяйтесь к голосованию за объекты благоустройства на территории Саратовской области! 📲 Голосование пройдет в онлайн формате  с 26 апреля 2021 года по 30 мая 2021 года на платформе za.gorodsreda.ru 👨‍👩‍👧‍👦 Мнение каждого жителя нашей области важно и будет учтено при формировании комфортной городской среды. 🎡 Какие объекты нуждаются в благоустройстве – выбирать Вам!    
2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма 2 апреля ежегодно с 2008 года отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом. Аутизм – постоянное нарушение в развитии нервной системы, которое проявляется в раннем детстве и не зависит от пола, расовой принадлежности или социально-экономического статуса. Термин "расстройства аутистического спектра" (РАС) охватывает ряд определенных характеристик. При условии надлежащей поддержки, учета потребностей и благожелательного отношения люди, страдающие этим неврологическим отклонением, могут пользоваться равными возможностями, полноправно и продуктивно участвовать в жизни общества. Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, нестандартные способы обучения, острый интерес к определенным темам, склонность к ритуальному поведению, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств. Расстройства аутистического спектра начинаются в детстве и сохраняются в подростковом и взрослом возрасте. В большинстве случаев эти состояния проявляются в первые пять лет жизни. Ранний детский аутизм, как социальная проблема (скачать)  
Весенний вернисаж Весна - особое, волшебное время года, любимое всеми. Поэты слагают о ней стихи,композиторы сочиняют музыку, а художники пишут картины.  Сегодня в МДОУ "ЦРР-детский сад N18 "Город чудес" состоялось праздничное мероприятие "Весенний вернисаж", на котором  присутствовал депутат Саратовской областной Думы Денисов Константин Евгеньевич.  Цель мероприятия- познакомить детей с картинами русских художников, формировать художественный вкус.     В гости к ребятам пришла художница Весна и познакомила их с миром живописи.  Картины таких великих художников, как Саврасов А.К., Бакшеев В.Н., Левитин А.П. Аверин А.Н. вызвали у детей положительные эмоции. В зале прозвучали стихи о весне, под музыку Чайковского  исполнили танец "Вальс цветов". В завершение мероприятия Константин Евгеньевич поздравил ребят с открытием художественной выставки и пожелал хорошего весеннего настроения.