Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная \ Странички наших педагогов \ Страничка учителя-логопеда Панкратовой Т.В.

Страничка учителя-логопеда Панкратовой Т.В.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в МДОУ «ЦРР – детский сад № 18».В основу работы положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала.     

Важным является привлечение родителей под руководством учителя-логопеда к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников.   

Речь детей формируется в процессе общения со взрослыми. Параллельно с речью идёт развитие всей личности ребёнка, в частности его интеллекта. Вот почему так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности: ведь большую часть знаний мы получаем благодаря речи.    Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем лучше ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в интеллектуальном развитии.   

Особенно важное значение  имеет правильное произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Значит мы обязаны помочь ребёнку избавиться от всех речевых недостатков задолго до поступления в школу.

в

ПОМНИТЕ:

  •  Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно.
  •  Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось.
  •  Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово.
  •  Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь. 

а (4)

Зачем нужен логопед?      

Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки… 

 И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.   

Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки… 

  Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе. 

  Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.    Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать. 

  Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать. 

  Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой. 

  И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.   

Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности. Работа родителей с детьми дома.   

Работа детского сада не исключает необходимости домашних заданий с детьми. Учебный материал распределяется по трем направлениям: воспитание произвольных навыков, формирование словаря, формирование грамматических умений и навыков. 

  Родителям следует заниматься ежедневно или через день в форме игры.

а (3)    

Занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свою артикуляцию. При этом должны соблюдаться требования: точность движений, равномерное участие в них левой и правой половины языка. У ребенка не всегда может сразу  все хорошо получаться, и порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его и вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Напомнить, что когда-то это уже получалось.

Всю работу по формированию правильного звукопроизношения родителей согласовываются с логопедом, обращаются при всех возникающих затруднениях. Одновременно родители подбирают вместе с детьми слова, обозначающие предметы, слова, обозначающие качества и свойства предметов, слова, обозначающие различные действия.  Если рисунки задаются на дом, родители могут вместе с детьми перевести готовый рисунок из журнала  через кальку или воспользоваться трафаретом. Простые рисунки взрослый рисует с одновременным комментарием. Например: рисуя дом, взрослый говорит: «Вот левая стена, вот правая стена, вот потолок, пол, крыша, окно, вот и нарисовали домик!» такой прием способствует развитию у ребенка внимания и повышает интерес к учебной деятельности.
                                         

 Речевое развитие ребенка       

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

2-3 мес. На смену крику приходит  гуление.  Гуление — произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

7-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.

9-11 мес.   Малыш подражает звукам речи взрослых.

11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т. д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).

2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.Вы познакомились с этапами речевого развития ребенка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста.

Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета. 

а (2)                              

      Будьте внимательны!

 Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:   

К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением. 

 К концу 4- го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит. 

 К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых онаназывает, не прислушивается к музыке. 

 К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтениемелодичным погремушкам. 

 К концу 9-го месяца у него нет лепета  и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги,подражая интонации говорящего. 

 К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания. 

 К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), неспособен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения. 

К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».   К1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов. 

 К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы:«Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях. 

 К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький». 

 К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия. 

 В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.  

"О запрете выхода граждан на лед водных объектов" Выход на лед опасен всегда, но с наступлением весны вероятность ЧП значительно увеличивается! На территории Саратовской области с 15 марта 2023 года действует постановление Правительства Саратовской области о запрете выхода граждан на лед.  Речь идет не только о Волге, но и о малых реках в области! Постановление Правительства Саратовской области от 08.11.2022 № 1082-П "О запрете выхода граждан на лед водных объектов"  
Всероссийская неделя распространения информации об аутизме Всероссийская неделя распространения информации об аутизме 28 марта - 2 апреля 2023 г.  Всероссийская неделя приурочена ко Всемирному дню распространения информации об аутизме, установленному Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007, который отмечается ежегодно 2 апреля. Мероприятия, запланированные в рамках Всероссийской недели, нацелены на широкое распространение информации об аутизме в России, на освещение важных вопросов: выявление и ранняя помощь детям с риском развития РАС, диагностика аутистических расстройств, включение детей с РАС в систему общего образования, сопровождение подростков с РАС, помощь семьям, воспитывающим детей с РАС, включение взрослого человека с аутизмом во все сферы жизни общества. К участию приглашаются: специалисты системы образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры, спорта, представители региональных общественных организаций, родители детей с РАС, люди с РАС Электронная регистрация на онлайн-мероприятия Всероссийской недели осуществляется на сайте Федерального ресурсного центра МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/work/events/1497/vserossiyskaya_nedelya   
Видеоролики Видеоролики созданы с целью привлечения внимания родительской общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Целевая аудитория: родители детей дошкольного возраста, родители детей школьного возраста, опекуны, законные представители, иные заинтересованные лица. «Папа может» «Важный звонок» «Суд»  
Правила безопасности на дорогах для велосипедистов Весна — прекрасный повод достать велосипед и провести время на свежем воздухе. Велопрогулки помогают держать тело в тонусе и эмоционально разгружаться после учебного дня. Однако стоит помнить о мерах предосторожности.  Центр  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Института воспитания рекомендует в весеннее время года быть особенно аккуратными, ведь на улице подстерегает множество опасностей: под тающим снегом и заледеневшими лужами могут скрываться глубокие ямы, а гололёд способен привести к вылетам с дороги, переворотам и лобовым столкновениям. Поэтому родители должны напомнить ребёнку о правилах дорожного движения. Грамотный разговор и объяснение всех опасностей снизит риск возникновения аварий. Знание правил дорожного движения позволит детям увереннее чувствовать себя на дороге, поэтому Институт воспитания рекомендует родителям еще раз повторить их вместе с детьми. Памятку с основными знаками для передвижения на велосипеде можно найти в удобном pdf-формате для скачивания.