Модель ДОУ
В 2012/13 учебном году в нашем ДОУ была разработана модель «Тропинки к успеху» с приоритетом социально-нравственного развития дошкольника.
Актуальность выбранной модели продиктована тем, что важнейшими задачами воспитания, поставленными концепцией модернизацией Российского образования являются:
- формирование духовности и культуры,
- инициативности,
- самостоятельности,
- толерантности,
- способности к успешной социализации в обществе.
Закон об образовании, вступающий в силу 1 сентября 2013 года, определяет дошкольное образование, как первую ступень всей системы образования Российской Федерации.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы познавательных, коммуникативных, интеллектуальных и нравственных качеств личности.
Поэтому необходимо обеспечить преемственность дошкольной и школьной ступени обучения. Мониторинговое исследование нескольких лет, позволили сделать вывод, что большая часть выпускников нашего ДОУ поступают в гимназию №31, которая с 2011/12 учебного года реализует модель «Школа- территория успеха», целью которой является доступность качественного образования, удовлетворение образовательных запросов как механизма становления социально успешной личности.


Как следствие мы создали модель нашего ДОУ «Тропинки к успеху», которая способствует повышению качества образования, успешной социализации личности ребенка, раскрытие его способностей и талантов, формирование толерантности, повышение профессионального уровня педагогов.Работа ведется по направлениям, которые разработаны в виде тропинок, ведущих к успеху ребенка:
- Экологическая тропинка
- Спортивная тропинка
- Тропинка ЗОЖ
- Театрально-музыкальная тропинка
- Тропинка художественного творчества
- Познавательно-речевая тропинка
- Опытно-экспериментальная тропинка
- Краеведческая тропинка
- Тропинка методического мастерства педагогов.
Работа над реализацией модели началась с января 2013 года. За это время на территории ДОУ создана экологическая тропа, где дети имеют возможность познакомиться с различными видами растений ( проведена их классификация), провести наблюдения, опыты, получить трудовые навыки, познакомиться с домашними животными в уголке деревенского быта, животными южных стран.На тропинке здоровья воспитанники получают навыки ЗОЖ. Введена традиция посадки деревьев на «Аллее выпускников».В зимнем саду ДОУ подобраны фитокомплексы, ориентированные на оздоровление дошкольников, организован фитобар, в комнате сказок появились новые герои.


Воспитанники ДОУ очень любят познавательную тропинку, т. к. на ней имеют возможность заниматься в компьютерном классе, где подобрана картотека интеллектуальных игр и упражнений, и есть возможность создать свой собственный проект.
На краеведческой тропинке в проекте «Саратов- мой любимый город» воспитанники совместно с родителями подобрали материалы и фотографии об истории города, а завершением проекта стал стенд «Родной Саратов».Театральная тропинка привела наших воспитанников и педагогов на региональный экологический конкурс театральных коллективов, мюзикл «Семицветик», показанный ребятами, занял 3 место.
На Тропинке методического мастерства повышают свой профессиональный уровень все педагоги ДОУ, в этом году мы приняли участие в районном конкурсе «Воспитатель года», «Лучший детский сад», младший воспитатель нашего детского сада стал победителем этого конкурса. На базе ДОУ был проведен профессиональный конкурс молодых специалистов «Молодой воспитатель 2013» в сотрудничестве с региональным отделением партии «Единая Россия».
В рамках осуществления преемственности совместно с гимназией № 31 проведен тематический круглый стол, мониторинг успешности обучения наших выпускников. В планах совместной работы создание мини-музея народного быта, выставки продуктивной деятельности, проведение Олимпиады между воспитанниками ДОУ и учащимися гимназии.Серьезные преобразования затронули информационную среду ДОУ: функционирует сайт учреждения, стенды в холлах и групповых помещениях оформлены в едином стиле. В каждой группе оформлен стенд «Тропинки успеха», где фиксируются успехи и достижения каждого ребенка, что вносит элемент соревновательности, здоровой конкуренции и гордости за свои достижения. Родители активно участвуют в проектах, интересуются достижениями своих детей и содействуют раскрытию их способностей и талантов.
Разработана форма портфолио дошкольника, которое позволит отследить динамику развития ребенка, уровень его успешности, зафиксировать победы, награды и достижения каждого воспитанника.Наш основной педагогический принцип - создание ситуации успеха для каждого ребенка, поиск сферы, где ребенок сможет реализоваться, прокладывание индивидуальной тропинки- маршрута развития для каждого. Педагогический коллектив считает, что создание модели способствует концентрации усилий всего коллектива, задает вектор развития учебного учреждения и предпосылки для повышения конкурентоспособности ДОУ.