Кризис трёх лет

Кризис трех лет.

Очень важный момент в развитии ребенка наступает тогда, когда он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Наглядно представить это себе достаточно трудно, потому что все мы, взрослые люди, обладаем ощущением своего собственного «я» и полагаем, что иначе и быть не может. Тем не менее ребенок раннего возраста еще лишен этого ощущения. Он сам не отделяет тех чувств и желаний, которые у него возникают, от внешних причин, их вызвавших. Действительность для него гораздо более «текуча», более изменчива, чем для нас. Долгое время ребенок не осознает, что люди остаются одними и теми же в разной обстановке. Тем более трудно малышу осознать отдельной личностью себя.



 

Отношение к себе дети заимствуют у взрослых. Они называют себя в третьем лице, беседуют с собой, как с посторонним: уговаривают, ругают, благодарят. Осознание себя происходит обычно к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребенка. Ведь он овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания. И он начинает мало-помалу понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Дай мне куклу», «Я бегаю», «Возьми меня с собой». Да, малыш как бы отделяет себя от других людей. Он осознает собственные (возросшие!) возможности. Это приводит к тому, что он начинает иначе относиться к взрослым,- Он начинает сравнивать себя с ними. Он хочет быть таким, как взрослые, выполнять те же действия, обладать той же независимостью, самостоятельностью. Мальчик трех лет заявляет: «Когда я выясту (вырасту) большой, я буду сам чистить зубы. Я буду пливозить (привозить) вам тойт (торт). Я буду сажать Киюшу на шкаф. Я буду писать и читать большие книжки». Но хотя мальчик говорит о будущем, это вовсе не означает, что он намерен терпеливо ждать, пока на самом деле вырастет. Нет, его слова выражают по сути желание немедленно стать «большим». Как вы помните из вводных глав, это желание наиболее ярко выливается в неукротимое порой стремление к самостоятельности, в противопоставление своих желаний требованиям взрослых. Так и возникает кризис трех лет. В этот период, который длится обычно несколько месяцев (и протекает у разных детей, конечно, по-разному), мы испытываем значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваемся с его упрямством, негативизмом. Дети не только протестуют на каждом шагу против нашей излишней (по их мнению) опеки, но и специально проделывают вещи, которые заведомо запрещены. Перед сверстниками и «посторонними» взрослыми малыш свою независимость не демонстрирует. Когда мы говорим о негативизме, то имеем в виду не обычное непослушание (с этим мы сталкивались все время, пока ребенок рос, — в разных дозах, разумеется). Мы зовем ребенка к столу, а он не слушается, продолжает катать свою пожарную машину. Он не делает то, чего мы от него требуем, потому, что сейчас ему хочется делать совсем другое. Чтобы возникло непослушание, необходимо, для начала как минимум, чтобы желание ребенка не совпало с требованием взрослого. Если же перед нами проявление негативизма, то обычно совершенно неважно, в чем заключаются наши требования и каковы подлинные желания малыша. Мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда это разрешают, но вот сегодня мама говорит: «Иди, катайся». На это наш негативист отвечает: «Не пойду». Почему он отказывается? В голосе матери он уловил повелительные нотки. Мать предлагает снова, и он снова отказывается, начиная при этом плакать — кататься-то хочется! Но, оказывается, стремление не подчиниться воле взрослого сильнее. Так же не всегда связана с желаниями малыша и такая черта, появляющаяся в его поведении, как упрямство. Упрямство не будем путать с настойчивостью, которую он мог проявлять «с первых дней», например он мог всеми средствами добиваться игрушки, которую ему почему-либо не давали. Своеобразие упрямства вот в чем: малыш настаивает на своем не потому, что ему так уж сильно хочется этого, а потому, что он этого потребовал. Как же теперь отступиться!

Попробуем здесь провести некоторую аналогию с упрямством взрослого человека. Мы ведь не склонны рассматривать эту черту характера как свидетельство силы личности. Наоборот, скорее всего приходится подозревать, что упрямство у взрослого человека маскирует его неуверенность в себе — он не верит в свою внутреннюю силу, полагает, что и другие не очень-то верят, и вот избирает далеко не лучший способ выглядеть сильным и в своих глазах, и в глазах окружающих. Слабость же личности ребенка — вещь вполне закономерная. Поэтому его упрямство можно рассматривать как своеобразную защитную реакцию против влияния взрослых. Это же относится и к негативизму. Только если негативисту все равно, что делать, лишь бы наоборот, то упрямцу важно сделать именно то, на чем он настаивает. По сути дела, и негативизм, и упрямство мы должны рассматривать как явления если уж не желательные, то во всяком случае закономерные, нормальные в известных пределах. Но, бывает, кризис заходит слишком далеко — и мы наблюдаем то, что Л.С.Выготский назвал строптивостью, определив ее как «бунт против норм воспитания, установленных для ребенка, против всего образа жизни».

Острота кризиса 3-х лет поэтому прямо зависит от отношения к ребенку со стороны взрослых. Попытки общаться с ним по-старому ведут лишь к закреплению отрицательных черт в поведении, сохранению их в течение всего детства (а то и позже!). Тактичное же поведение взрослых, предоставление ребенку большей самостоятельности обычно смягчает кризис. Разумеется, родители должны помнить при этом, что определить меру возможностей малыша — это задача взрослых, а не самого ребенка; полагаться на его самооценку было бы неправильно. Притязания ребенка «быть как взрослый» слишком велики, чтобы они могли быть осуществлены на самом деле. Для удовлетворения их есть только одна форма, форма игры. В раннем возрасте началось овладение этой деятельностью.  

Внимание! Дети на дороге!   Смотрите также: RZD_naushniki_30sec_02.mp4 (17926032) velosiped_20sec_720p.mp4 (12396392) Внимание-дети на дороге.mp4 (23666363) Пыльный ангел.mp4 (13279833) У пешеходов нет подушек безопасности.mp4 (6067106) Это не скорость,а расстояние.mp4 (4907377)    
Рекомендации для родителей Чем занять ребенка на летних каникулах в условиях пандемии COVID-19? В период завершения учебного года в образовательных организациях и началом летних каникул у детей, в условиях снятия ограничительных мероприятий и поэтапного выхода из режима самоизоляции, в условиях пандемии COVID-19, МЧС России рекомендует: 1. Напомнить ребенку о правилах: противопожарной безопасности и действий при утечке бытового газа; безопасности при обращении с электричеством и бытовыми электроприборами; правил обращения с бытовой химией; обеспечения личной безопасности, если ребенок находится дома один; поведения в опасных и аварийных ситуациях; для детей младшего школьного возраста, установить четкие границы: что можно делать ребенку, а что нельзя, повторить/записать телефоны экстренных служб. 2. Совместно с ребенком составить распорядок дня, удобный как для ребенка, так и для родителей: заинтересовать ребенка в ежедневном выполнении физических упражнений, нацеленных на укрепление общего здоровья и самочувствия; для детей младшего школьного возраста распорядок дня целесообразно составить в игровой форме; совместно с ребенком выбрать развивающие занятия по интересам. Свободное время ребенка целесообразно направить на самообразование и самовоспитание. Сделать это можно используя настольные игры или с помощью Интернет. Сегодня многие Онлайн-ресурсы бесплатно предоставляют доступ к своему содержимому (видео-уроки по обучению музыке, йоге, шахматам, лепке из пластилина, рисованию и др.). 3. Усилить контроль за ребенком, особенно если оба родителя продолжают трудовую деятельность: определить последовательность и периодичность звонков ребенку; заранее договориться о действиях родителей (родственников), если ребенок не отвечает на звонки; следить за состоянием здоровья и психологическим состоянием своего ребенка; установить и активировать на мобильный телефон приложение «Радар» либо «Локатор» (или аналогичное). 4. В свободное от работы время, не нарушая требований ограничительных мероприятий, вместе с ребенком: начать (возобновить) занятия физической культурой на свежем воздухе; организовать игры и прогулки на свежем воздухе с соблюдением социальной дистанции; при возвращении домой с улицы обязательно проводить дезинфекционные мероприятия; 5. Если ребенок выходит на улицу самостоятельно, то необходимо: напомнить ему о необходимости соблюдения санитарно-гигиенических требований, мер личной безопасности и социальной дистанции; предупредить ребенка об ответственности за несоблюдение ограничительных мероприятий. обеспечить средствами индивидуальной защиты (медицинской маской, перчатками), средствами дезинфекции кожи рук. Будьте для Вашего ребенка образцом подражания! Главное управление МЧС России по Саратовской области  
"Лучше всех - 2020" Видеожурнал "Конфетка" представляет проект "Лучше всех-2020",посвященный выпускникам ДОУ  
День России ПАМЯТКА АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 12 июня мы отметим один из важнейших государственных праздников – День России. Администрация муниципального образования «Город Саратов» обращает ваше внимание на неукоснительное соблюдение мер антитеррористической безопасности: соблюдать и поддерживать общественный порядок; не допускать выкрики или совершать иные действия, оскорбляющие других граждан и общественный порядок, и угрожающие общественной безопасности; не оставлять без присмотра несовершеннолетних детей; парковать автотранспорт в специально отведенных местах; сторониться и фиксировать регистрационные номера транспортных средств, припаркованных с явными нарушениями правил дорожного движения, стараться запоминать приметы лиц, производящих погрузку и выгрузку из этих автомобилей различных грузов; обращать внимание на подозрительных людей, ведущих себя либо чрезмерно осторожно, либо наоборот – привлекая к себе излишнее внимание; остерегаться людей с большими сумками и чемоданами, особенно, если они находятся в месте, не подходящем для такой поклажи. Быть внимательным, постараться запомнить приметы подозрительных людей, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения и т.д., не пытаться их останавливать самим – вы можете стать их первой жертвой. Стараться удалиться на максимальное расстояние от тех, кто ведет себя неадекватно, нервозно, испуганно, оглядываясь, проверяя что-то в одежде или в багаже; никогда не принимать от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свои сумки без присмотра;  не прикасаться к забытым кем-то бесхозным вещам (на улице, в подъезде, магазине, общественном транспорте и т.д.); при возникновении экстренных ситуаций действовать согласно указаниям сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности, не создавать паники. Также НАПОМИНАЕМ! Заведомо ложное сообщение об акте терроризма является преступлением против общественной безопасности, и в соответствии со ст. 207 Уголовного Кодекса РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей, до лишения свободы сроком до 5 лет. Кроме того, подлежат возмещению затраты и ущерб, причинённые таким сообщением. Обо всех подозрительных предметах, людях и происшествиях немедленно сообщите в Единую дежурную диспетчерскую службу муниципального образования «Город Саратов» по телефону 659-659, дежурную часть УМВД России по г. Саратову – 747-016, 747-015, дежурную часть УФСБ России по Саратовской области – 37-30-01, либо позвоните 101, 112 (с мобильного телефона). ПОМНИТЕ! Соблюдение указанных правил поможет сохранить вам жизнь и здоровье!  
В Саратове работает «горячая линия» по вопросам безопасности детского отдыха В Саратовской области до 19 июня будут работать «горячие линии» по вопросам  качества и безопасности детского отдыха, организованные Роспотребнадзором. Специалисты готовы прокомментировать тему по следующим номерам: 8-800-100-18-58, 8-(8452) 20-18-58. Также работают телефоны отдела надзора по гигиене детей и подростков -  8-(8452) 22-82-80, 20-83-04; отдела защиты прав потребителей 8-(8452) 22-85-42, 22-85-90. Вопросы от населения принимают ежедневно с 10:00 до 17:00, перерыв с 12:00 до 12:45. Также можно позвонить по телефону единого консультативного центра Роспоребнадзора 8-800-555-49-43 (круглосуточно, без выходных, звонок бесплатный). Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека