Для воспитателей

          Тест на проверку психологической комфортности 
пребывания детей в группе детского сада
Тест ''Я в детском саду''
Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники. Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему "Я в своей группе детского сада". Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге. Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:
Ребенок рисует только здание. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице. 
Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.  
Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?  
Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он `крепко стоит на ногах`, чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о " мире" в душе.  
Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.  
Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.  
Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки. О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).  
Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.  
Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.  
Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии.  
Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.  
Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память. Несмотря на то что рисуночный тест `Я в своей группе детского сада` является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания - кажущаяся.  
Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.  Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.  
Хорошо было бы обсудить рисунки детей с психологом, имеющим опыт диагностики по рисункам. Как говорят специалисты, настоящее умение читать рисуночные `тексты` приходит после анализа тысячи детских работ.


Мария Быкова, преподаватель Московского 
психолого-педагогического института, " Дошкольное образование" 
http://detsadd.narod.ru/

































 
"Спасик рекомендует": МЧС выпустило новые памятки по ОБЖ "Спасик рекомендует": МЧС выпустило новые памятки по ОБЖ Новые книжные издания с персонажем Спасиком презентовали на Международном салоне «Комплексная безопасность 2019». В серию "Спасик рекомендует" входят три выпуска: «Пожарная безопасность», «Безопасность на транспорте» и «Безопасность на водоемах». Спасик - это герой нового детского портала «Спас-экстрим». Сайт включает в себя такие разделы как «Новости», «Юные герои», «Детское творчество», «Экстренные телефоны», «Как стать спасателем», «Обращение к психологу» и «ОБЖ». В последнем разделе, состоящем из серии уроков, размещается информация о правилах безопасности по направлениям различных министерств и ведомств – МЧС, МВД, ФСБ и Минздрав. Вместе с главным героем сайта – Спасиком – ребята смогут попробовать себя в роли спасателей и получать знания о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Юные посетители сайта могут поучаствовать в различных конкурсах, посмотреть мультфильмы, почитать книжки, буклеты и комиксы, разгадывать кроссворды и загадки, созданные специалистами МЧС России. Адрес детского сайта «Спас-экстрим»: www. spas-extreme.ru  
Анализ функционирования и развития системы дошкольного образования Анализ функционирования и развития системы дошкольного образования   Уважаемые коллеги! Вам необходимо зайти на страничку опроса , предназначенную для педагогических работников дошкольных образовательных организаций! Данный опрос проводится в рамках поручения Министерства просвещения РФ. Анализ результатов опроса будет опубликован на сайте ФИРО РАНХиГС. Опрос направлен на исследование существующих организационных и технологических подходов и решений на федеральном и региональном уровнях по проведению оценки качества содержательных аспектов реализации ООП ДО и развития детей в соответствии с ФГОС ДО.      
Полезные ссылки для Вас! Полезные ссылки для Вас!               В целях организации оперативного информирования работников сферы образования, родителей (законных представителей) воспитанников и других заинтересованных лиц о мероприятиях, реализуемых государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» , в том числе о: курсах повышения квалификации и профессиональной подготовке специалистов по дополнительным профессиональным программам, семинарах, вебинарах, конференциях, конкурсах, иных образовательных и консультационных услугах, а также сроках их проведениях, просим Вас присоединиться к следующим группам и страницам: «Одноклассники» https://ok.ru/group/55409897570478 (Официальная страница Саратовского областного института развития образования);   «ВКонтакте» https://m.vk.com/soiro64 (Официальная страница Саратовского областного института развития образования);   «Одноклассники» https://m.ok.ru/group/55607198023854 (Официальная страница РМЦ Саратов (дополнительное образование));   «ВКонтакте» https://vk.com/club180951636 (Официальная страница РМЦ Саратов (дополнительное образование));   «ВКонтакте» vk.com/club183276636 (Официальная страница Детского технопарка «Кванториум» Саратовского областного института развития образования);   «Instagram» https://instagram.com/kvantoriumsaratov?igshid=m63ip7461msr (Официальная страница Детского технопарка «Кванториум» Саратовского областного института развития образования);   «ВКонтакте» https://vk.com/robosoiro (Официальная страница Курсов робототехники Саратовского областного института развития образования);   «Instagram» https://www.instagram.com/robosoiro/?igshid=9ucssxqk2027 (Официальная страница Курсов робототехники Саратовского областного института развития образования).