Для воспитателей

          Тест на проверку психологической комфортности 
пребывания детей в группе детского сада
Тест ''Я в детском саду''
Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники. Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему "Я в своей группе детского сада". Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге. Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:
Ребенок рисует только здание. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице. 
Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.  
Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?  
Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он `крепко стоит на ногах`, чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о " мире" в душе.  
Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.  
Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.  
Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки. О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).  
Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.  
Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.  
Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии.  
Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.  
Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память. Несмотря на то что рисуночный тест `Я в своей группе детского сада` является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания - кажущаяся.  
Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.  Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.  
Хорошо было бы обсудить рисунки детей с психологом, имеющим опыт диагностики по рисункам. Как говорят специалисты, настоящее умение читать рисуночные `тексты` приходит после анализа тысячи детских работ.


Мария Быкова, преподаватель Московского 
психолого-педагогического института, " Дошкольное образование" 
http://detsadd.narod.ru/

































 
Внимание! Внимание! ПАМЯТКА АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Уважаемые жители и гости города Саратова! Наступает череда самых долгожданных и всеми любимых праздников: Новый год и Рождество Христово. В период проведения Новогодних праздников и каникул администрация муниципального образования «Город Саратов» в очередной раз напоминает о неукоснительном соблюдении мер антитеррористической безопасности. Во время проведения массовых мероприятий будьте внимательны и осторожны : старайтесь держаться в стороне от скопления групп людей; обращайте внимание на подозрительных людей, ведущих себя либо чрезмерно осторожно, либо наоборот – привлекая к себе излишнее внимание; сторонитесь и фиксируйте регистрационные номера транспортных средств, припаркованных с явными нарушениями правил дорожного движения, старайтесь запоминать приметы лиц, производящих погрузку и выгрузку из этих автомобилей различных грузов; в случае возникновения беспорядков при проведении общественных мероприятий, не поддавайтесь панике, спокойно покиньте место происшествия; если вдруг началась активизация сил безопасности и правоохранительных органов, ни в коем случае не проявляйте любопытства, идите в противоположную сторону, но не бегом, чтобы Вас не приняли за нарушителя, при этом беспрекословно выполняйте требования сотрудников полиции; при взрыве или начале стрельбы немедленно падайте на землю, лучше под прикрытие (бордюр, торговую палатку, машину и т.п.), для большей безопасности накройте голову руками, и при первой же возможности покиньте место происшествия, не создавая при этом «давку»; в случае попытки какого-либо транспортного средства прорваться через ограждение места проведения мероприятия и возникновении опасности его наезда на людей, немедленно подайте сигнал об опасности окружающим, примите возможные меры, чтобы минимизировать количество пострадавших, особенно детей и пожилых людей, и не приближайтесь к нему после остановки. Не прикасайтесь к забытым кем-то бесхозным вещам (на улице, в подъезде, магазине, торговом центре, кафе, кинотеатре, общественном транспорте и т.д.): не пытайтесь заглянуть в них и проверить содержимое, не трогайте, не вскрывайте, не пинайте ногами – внутри может находиться взрывное устройство, зафиксируйте место и время их обнаружения, привлеките внимание находящихся поблизости сотрудников полиции, охраны и обычных граждан, постарайтесь сделать так, чтобы прохожие отошли как можно дальше, дождитесь прибытия оперативной группы, помните, вы являетесь важным свидетелем. Также НАПОМИНАЕМ! Заведомо ложное сообщение об акте терроризма является преступлением против общественной безопасности, и в соответствии со ст. 207 Уголовного Кодекса РФ предусматривает наказание от штрафа в размере до 200 тысяч рублей, до лишения свободы сроком до 5 лет. Кроме того, подлежат возмещению затраты и ущерб, причинённые таким сообщением. Обо всех подозрительных предметах, людях и происшествиях немедленно сообщите в Единую дежурную диспетчерскую службу муниципального образования «Город Саратов» по телефону 659-659 , дежурную часть УФСБ России по Саратовской области – 37-31-00, 37-30-01, 37-30-09, 26-70-61, дежурную часть УМВД России по г. Саратову – 747-016 , 747-015 , 73-47-63 либо позвоните 01, 02, 101, 112 (с мобильного телефона). ПОМНИТЕ! соблюдение указанных правил поможет сохранить вам жизнь и здоровье! Глава муниципального образования «Город Саратов» и администрация города поздравляют жителей города Саратова с наступающим Новым 2020 годом и Рождеством Христовым!  
Молодежь плюс ГБУ Региональный центр «Молодежь Плюс» г. Саратов, ул.Соборная, д.42В (2 этаж). Тел: 8 (8452)-49-19-16 Добровольчество - Как получить личную книжку волонтера? -  Сборник материалов по добровольчеству.doc