Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная \ Для вас, воспитатели! \ Цель и задачи НОД. Основные этапы НОД

Цель и задачи НОД. Основные этапы НОД

Цель и задачи НОД. Основные этапы НОД
Назад

При постановке цели и задач  НОД  необходимо помнить:

  • Цель всегда одна.
  • Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать обучающую, развивающую, воспитательную направленность.

 

  1. Примерные формулировки обучающих задач НОД:

Формулирование обучающих задач должно отвечать современным требованиям ФГОС по реализации задач образовательных областей, этапам развития психических процессов, речевых умений и навыков, возрастным программным задачам. Их обязательно начинать с глагола.

       Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД планируется: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый; от вида НОД: комплексная, интегрированная, традиционная.

        Обучающие задачи направлены на вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, на организацию индивидуальной и групповой формы деятельности детей, на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме НОД.

 

Примерные формулировки обучающих задач НОД по сообщению нового знания с позиций современных принципов организации речевого развития в свете ФГОС:

  • Расширить знания о…
  • Обогатить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира.
  • Закрепить, уточнить,  обобщить, систематизировать, совершенствовать и т.д. (какие-либо программные знания, умения, навыки).
  • Создать условия для получения детьми знания о …
  • Мотивировать детей к самостоятельному изучению…
  • Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …
  • Стимулировать детей к…

 

   Примерные формулировки обучающих задач НОД тренировочного и итогового характера:

  • Актуализировать знания детей о …
  • Закрепить в самостоятельной деятельности умение...
  • Дать возможность применить на практике полученные знания о…
  • Расширить знания детей … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности
  • Содействовать усвоению…, овладению…

 

  1. Примерные формулировки развивающих задач НОД:

          Развивающие задачи направлены на развитие высших психических функций, (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания, на развитие интереса к предмету разговора, на развитие творческих способностей, поисковой активности, на развитие стремления к новизне.

Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой педагог хочет поработать, или ее компоненты, надо сделать выбор глагола:

- если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов,

«начать работу по развитию» и т.д.

- если  функция недостаточно сформирована,  необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор глагола будет следующий «продолжать развивать …», «продолжать формировать…», «совершенствовать …», «способствовать…» и т.д.

  • «Развивать умение...»
  • «Развивать слуховое внимание при определении слов со звуком…..
  • «Способствовать развитию плавности речи…
  • «Продолжать развивать умение …
  • «Продолжать развивать

 

  1. Примерные формулировки воспитательных задач НОД:

Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.

Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым педагог работает, будет сделан выбор глагола:

  • если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т.д.
  • если качество (свойство) недостаточно сформировано либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий -

«продолжать формировать…», «продолжать воспитывать…», «совершенствовать …» и  т.д.

 

  1. НОД должна включать в себя следующие основные этапы:

- организационный момент;

- актуализацию имеющихся знаний;

- сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей к активной деятельности в ходе образовательного процесса;

- сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД);

- итог НОД.

Включение выделенных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности (музыкальная деятельность, занятия физкультурой, если вместо физминутки используется подвижная игра).

 

  1. В ходе НОД надо помнить:

         В любой момент дети могут предложить педагогу такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в плане. Нельзя упускать ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше.

Не торопите детей с ответами!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из-за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.

Никогда не задавать вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это  бессмысленно.

Не спешить отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.

Можно спровоцировать детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем-то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого-нибудь») Спросите меня!»

 

  1. При подведении итога НОД надо помнить:

      Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия: «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.

      Использовать больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.

        Не хвалить каждый раз всех детей (кроме младшей группы) словами «Вы все молодцы!». Отмечать конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как надо перейти через речку героям в твоей сказке», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет говорить», «Марина замечательно выполнила трудное задание – составила свою сказку…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.

"О запрете выхода граждан на лед водных объектов" Выход на лед опасен всегда, но с наступлением весны вероятность ЧП значительно увеличивается! На территории Саратовской области с 15 марта 2023 года действует постановление Правительства Саратовской области о запрете выхода граждан на лед.  Речь идет не только о Волге, но и о малых реках в области! Постановление Правительства Саратовской области от 08.11.2022 № 1082-П "О запрете выхода граждан на лед водных объектов"  
Всероссийская неделя распространения информации об аутизме Всероссийская неделя распространения информации об аутизме 28 марта - 2 апреля 2023 г.  Всероссийская неделя приурочена ко Всемирному дню распространения информации об аутизме, установленному Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007, который отмечается ежегодно 2 апреля. Мероприятия, запланированные в рамках Всероссийской недели, нацелены на широкое распространение информации об аутизме в России, на освещение важных вопросов: выявление и ранняя помощь детям с риском развития РАС, диагностика аутистических расстройств, включение детей с РАС в систему общего образования, сопровождение подростков с РАС, помощь семьям, воспитывающим детей с РАС, включение взрослого человека с аутизмом во все сферы жизни общества. К участию приглашаются: специалисты системы образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры, спорта, представители региональных общественных организаций, родители детей с РАС, люди с РАС Электронная регистрация на онлайн-мероприятия Всероссийской недели осуществляется на сайте Федерального ресурсного центра МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/work/events/1497/vserossiyskaya_nedelya   
Видеоролики Видеоролики созданы с целью привлечения внимания родительской общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Целевая аудитория: родители детей дошкольного возраста, родители детей школьного возраста, опекуны, законные представители, иные заинтересованные лица. «Папа может» «Важный звонок» «Суд»  
Правила безопасности на дорогах для велосипедистов Весна — прекрасный повод достать велосипед и провести время на свежем воздухе. Велопрогулки помогают держать тело в тонусе и эмоционально разгружаться после учебного дня. Однако стоит помнить о мерах предосторожности.  Центр  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Института воспитания рекомендует в весеннее время года быть особенно аккуратными, ведь на улице подстерегает множество опасностей: под тающим снегом и заледеневшими лужами могут скрываться глубокие ямы, а гололёд способен привести к вылетам с дороги, переворотам и лобовым столкновениям. Поэтому родители должны напомнить ребёнку о правилах дорожного движения. Грамотный разговор и объяснение всех опасностей снизит риск возникновения аварий. Знание правил дорожного движения позволит детям увереннее чувствовать себя на дороге, поэтому Институт воспитания рекомендует родителям еще раз повторить их вместе с детьми. Памятку с основными знаками для передвижения на велосипеде можно найти в удобном pdf-формате для скачивания.  
Учимся кататься: упражнения для развития координации Самокат — излюбленное средство передвижения у детей. Во время его использования тренируются и укрепляются многие группы мышц, улучшается работа вестибулярного аппарата, развивается координация и внимание. Чтобы снизить риск травмирования при передвижении на СИМ и научиться лучше ориентироваться в пространстве, детям следует выполнять упражнения для развития координации. Центр по профилактике ДДТТ Института воспитания подготовил несколько упражнений, которые можно выполнять утром или после школы. Регулярная зарядка сведёт вероятность падения к минимуму, а ещё поможет переключить внимание и эмоционально разгрузиться после учебного дня. Упражнения для развития координации при использовании СИМ в удобном pdf-формате для скачивания.